19 декабря 2010 г.

Подготовка к сочинению-рассуждению

10-й  класс

Тема урока:                     Подготовка к сочинению-рассуждению
                по прочитанному тексту.

         Урок-практикум

                                                                            2 часа

Цель урока:                 подготовка  к выполнению задания 3  части ЕГЭ по русскому
                                      языку.
Задачи для учителя на урок:
                                     Образовательная:
                                       - учить анализу текстов с точки зрения определения проблемы и
                                           авторской позиции.
                                      Развивающая:
                                       -  развивать умение отбирать языковые средства, обеспечивающие
                                           точность и выразительность речи.
                                       Воспитательная:
                                       -  прививать уважение и сочувствие к людям, пережившим Вели
                                     кую Отечественную войну. Включить в работу тексты, которые поз-
                                     волили  бы лучше представить, что такое война.
Задача для учащихся на урок :    продемонстрировать способность правильно опре –
                                                       делять и словесно оформлять проблему предложен-
                                                       ного текста в виде вопроса  и формулировать позицию
                                                       автора по указанной проблеме.

Оборудование: тексты (приложение 1,2,5) ; памятка (приложение3);
                           речевые клише (приложение 4)
                           презентация «Фото войны» ( фотографии взяты из интернета);
                           сборники типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 года
                           по русскому языку ( у каждого учащегося)

Комментарии к уроку: этот урок открывает серию уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Материалы размещенные в приложении целесообразно использовать и на следующих уроках. По этим же текстам следует отрабатывать и другие композиционные части сочинения. Завершающим должно стать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. На итоговом занятии текст должен быть незнакомый.

1 УРОК


Ход урока.
  1. Организационный момент                                                                           (1 минута)

Слово учителя.
       Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о вашей подготовленности по предмету, о вашем знании русского языка. На предыдущих уроках  при изучении текущих тем, мы готовились к выполнению тестов, выполняли задания 1 и 2 частей ЕГЭ. Чему еще необходимо учиться? Что на ваш взгляд получается еще не достаточно хорошо?
       Соглашусь с вами. Сегодня начинается серия уроков по подготовке к 3 части экзаменационной работы -  написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
       Прочитайте, как звучит задание этой части экзамена.
- Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора… ( читают из любого демонстрационного варианта экзаменационных работ, которые есть в сборниках ,по которым готовятся учащиеся к экзамену)
 - Как вы думаете, чем следует заняться сегодня на уроке?
 - Я соглашусь с вами. Сегодня на первом уроке мы вместе будем учиться формулировать проблему и выявлять авторскую позицию. Это первое с чего следует начать подготовку к сочинению. А на втором уроке пройдет самостоятельная работа, в ходе которой вы  покажите, чему научились.  Следующие уроки будут направлены на развитие умения комментировать проблему, высказывать свою точку зрения по проблеме, подбирать аргументы ; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения

      2. Актуализация знаний                                                                                      (4 минут)

Проверка домашнего задания

Прежде чем мы научимся самостоятельно формулировать проблему, необходимо знать , что такое ПРОБЛЕМА. Дома вы должны были найти и выписать из разных словарей определение  слова ПРОБЛЕМА.
-         Что означает это слово?
ПРОБЛЕМА- сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
                                                                         С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».
ПРОБЛЕМА- задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешение,…
                                                    В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
ПРОБЛЕМА- сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения,
                         разрешения.
                                                                                      Большой Энциклопедический словарь.
Вопрос:  
- Опираясь на эти определения, попробуйте сделать вывод о том, как мы будем формулировать проблему.
 Ответ:  
-   Проблему целесообразно формулировать в виде вопроса.
Вопрос:  
- Подумаете, с какой целью в своих текстах авторы размышляют над той или иной проблемой, высказывают свое отношение к ней?
Ответ:
- Что бы ответить на вопрос, решить затронутую в тексте проблему.
Вопрос:
- Что же такое авторская позиция.
Ответ:
- ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

3.    Практикум                                                                                                       (35 минут)          
                   Перед тем как начнем работу с текстами, хотелось бы отметить, что подходы к выявлению проблем текстов публицистического стиля и текстов художественного стиля отличаются. Я думаю со мной согласятся те, кто уже пробовал самостоятельно это делать. Чтобы увидеть это различие и  быстрее выполнить работу, я предлагаю воспользоваться памяткой (приложение №3).                                                                   
Работа над первым текстом                                                                                   (10 минут)                                                                  
              
Задание : прочитать текст и определить к какому стилю и типу речи  можно его отнести.
 Работа с  текстом   ( смотри приложение 1)                                                                 
Правильно, перед нами текст публицистического стиля, тип речи - рассуждение. Возьмите в руки ПАМЯТКУ (приложение3) и попробуйте сформулировать проблему.
- Пользуясь памяткой учащиеся в ходе коллективного обсуждения, перечитав первые два и последние два абзацы текста сначала устно, а затем самостоятельно письменно  с последующей коллективной проверкой, формулируют проблему.
Вероятные варианты формулировки проблемы: 
  - Кого можно назвать интеллигентным человеком? На этот вопрос отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев.
  - Что такое интеллигентность? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
Далее, пользуясь той же памяткой, после коллективного обсуждения учащиеся формулируют и записывают  позицию автора.
Вероятные варианты формулировки позиции автора:
  - Автор данного текста убежден, что интеллигентный человек – это  такой человек, который способен понимать окружающий мир и  других людей.
- Дмитрий Сергеевич убежден, что интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и людям.
Работа над вторым текстом                                                                                                                         (25 минут)                                         
Слово учителя.
           В 2010 году наша страна  празднует 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала тяжелым испытанием для нашего народа. Она коснулась каждого города, каждой деревни, каждой семьи. О том какая это была война мы можем узнать только со слов ветеранов, из прочитанных книг о войне, из кинофильмов. Перед тем, как начнем работу над вторым текстом, предлагаю посмотреть несколько фотографий, на которых  видны тяжелые испытания войны.
Просмотр презентации «Фото  войны»         
 А сейчас я предлагаю для анализа текс об этом  трудном времени.
Задание:  во время прочтения текста, чтобы сформулировать проблему, попробуйте разобраться в чувствах, которые испытывает главная героиня. Кроме того определите стиль текста.
 Работа с  текстом   ( смотри приложение 2)                               
              После прочтения текста учащиеся должны отметить, что перед ними текст художественного стиля, поэтому для определения проблемы нужно брать во внимание весь текст, а не отдельные абзацы как в предыдущем тексте. Обратившись к памятке (приложение № 3) отмечают, что в начале текста Марья Петровна испытывала ненависть к врагам. Они для нее были злодеями, зверями. Но к концу текста отношение к захватчикам меняется. Нет уже злобы к ним. Она жалеет их, как жалела бы своего родного  погибшего сына. В подтверждение сказанному зачитывают отрывки из текста .
 Далее необходимо задать вопрос:
-         Почему так произошло? Почему мать жалеет венгерца, против которого воевал ее погибший сын?
Вероятный ответ: 
 - Она поняла, что война – это одно общее , огромное несчастье, которое на всех обрушилось и всех уравняло.
Задание: ответив на этот вопрос, мы с вами сформулировали авторскую позицию. Теперь попробуем сформулировать проблему в форме вопроса, так чтобы авторская позиция стала ответом на него.
         Учащиеся предлагают разные варианты, из которых в ходе обсуждения выбирается наиболее точный.
 Вероятный вариант проблемы:
   -Что такое война? Могут ли на войне быть счастливые, ничем не   удрученные люди? Эту проблему поднимает автор повести В.Вересаев.
Задание: теперь самостоятельно запишите сначала проблему, а затем авторскую позицию по  этому тексту.

4 Итог урока.                                                                                                                ( 5 минут)
        Вопросы:
-         Какая проделанная на уроке работа поможет вам при написании сочинения –
      рассуждения по прочитанному тексту?
-         Отличается ли подход при выявлении и формулировке проблемы текстов публицистического стиля и текстов художественного стиля?
-         Какая из проблем, поднятых на уроке, вас затронула, заставила переосмыслить свои  взгляды, убеждения или наоборот лишний раз увериться в том , что вы правы?

2 УРОК


Ход урока.

1.Организационный момент                                                                           (1 минута)

Слово учителя: 
         На первом уроке мы учились формулировать проблему в форме вопроса и находить авторскую позицию по этой проблеме. Сейчас на втором уроке вы самостоятельно покажите, чему научились.

      2. Самостоятельная работа                                                                               (40 минут)
Возьмите приложение  5, в котором вам предлагается четыре текста.
Задание:  прочитать тексты и письменно сформулировать одну из проблем, поднятых автором текста, и авторскую позицию по этой проблеме. Следите за тем, чтобы позиция автора и проблема были связаны между собой. В помощь можете использовать речевые клише (приложение  4)                                                               
       Вероятные варианты проблем и авторских позиций по предложенным для самостоятельной работы текстам:

Текст № 1
проблема
В предложенном отрывке из романа Д.Рубинной поставлена философская проблема мировосприятия. Как нужно относиться к жизни? Именно с этой стороны рассматривает автор данную проблему.
авторская позиция
 Противопоставляя два отношения к жизни, автор все-таки принимает сторону старика, который прожил долгую жизнь, пережив страшные испытания, и может оценить ее по-настоящему.



Текст № 2
проблема
Насколько важен для человека поиск ответа на вопрос о смысле жизни? Эту проблему выдвигает автор данного текста.
авторская позиция
По мнению автора, поиск ответа на этот вопрос очень важен для каждого человека. С.Л.Франк уверен, что чем дольше мы будем откладывать решение этого вопроса, «тем глубже будет та пропасть, в которой окажется наша душа».

Текст № 3
проблема
 На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В.Астафьев , вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки.
авторская позиция
 В.Астафьев убежден в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовет к действию.


Текст № 4
проблема
Все ли люди заслуживают сострадания и милосердия? Именно эту проблему ставит автор перед читателем.
авторская позиция
Вместе со своим героем Д.Рубина считает, что без милосердия, умения прощать, понимать других, нет настоящей жизни. Только для осознания этой мысли нужно поумнеть т многое пережить.


3. Итог урока                                                                                                      (4 минуты)
Вопросы:
-         Какой из предложенных текстов вызвал у вас затруднения? Почему?
-         Что, на ваш взгляд, уже получается хорошо?
Оценка каждому будет выставлена после проверки самостоятельной работы. (Учитывается так же работа на первом уроке. Работу каждого ученика необходимо не только оценить, но  и прокомментировать).






Литература, используемая при подготовке к уроку:

-методическая газета «Первое сентября. Русский язык»:№ 24, 2007 год, лекция № 7 А.Г.Нарушевича  «Написание сочинения»;
-методическая газета «Первое сентября. Русский язык»:№ 8 , 2010 год, подборка текстов о  войне;
- библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык», № 27, А.А. Лыткина, А.П. Минаева, Е.Н. Чегаева : Подготовка к ЕГЭ по русскому языку/ пособие для учащихся старших классов, Москва, 2009 год;
-толковые словари.

Комментариев нет:

Отправить комментарий