10-й класс
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению
по прочитанному тексту.
Урок-практикум
2 часа
Цель урока: подготовка к выполнению задания 3 части ЕГЭ по русскому
языку.
Задачи для учителя на урок:
Образовательная:
- учить анализу текстов с точки зрения определения проблемы и
авторской позиции.
Развивающая:
- развивать умение отбирать языковые средства, обеспечивающие
точность и выразительность речи.
Воспитательная:
- прививать уважение и сочувствие к людям, пережившим Вели
кую Отечественную войну. Включить в работу тексты, которые поз-
волили бы лучше представить, что такое война.
Задача для учащихся на урок : продемонстрировать способность правильно опре –
делять и словесно оформлять проблему предложен-
ного текста в виде вопроса и формулировать позицию
автора по указанной проблеме.
Оборудование: тексты (приложение 1,2,5) ; памятка (приложение3);
речевые клише (приложение 4)
презентация «Фото войны» ( фотографии взяты из интернета);
сборники типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 года
по русскому языку ( у каждого учащегося)
Комментарии к уроку: этот урок открывает серию уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Материалы размещенные в приложении целесообразно использовать и на следующих уроках. По этим же текстам следует отрабатывать и другие композиционные части сочинения. Завершающим должно стать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. На итоговом занятии текст должен быть незнакомый.
1 УРОК
Ход урока.
- Организационный момент (1 минута)
Слово учителя.
Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о вашей подготовленности по предмету, о вашем знании русского языка. На предыдущих уроках при изучении текущих тем, мы готовились к выполнению тестов, выполняли задания 1 и 2 частей ЕГЭ. Чему еще необходимо учиться? Что на ваш взгляд получается еще не достаточно хорошо?
Соглашусь с вами. Сегодня начинается серия уроков по подготовке к 3 части экзаменационной работы - написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Прочитайте, как звучит задание этой части экзамена.
- Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора… ( читают из любого демонстрационного варианта экзаменационных работ, которые есть в сборниках ,по которым готовятся учащиеся к экзамену)
- Как вы думаете, чем следует заняться сегодня на уроке?
- Я соглашусь с вами. Сегодня на первом уроке мы вместе будем учиться формулировать проблему и выявлять авторскую позицию. Это первое с чего следует начать подготовку к сочинению. А на втором уроке пройдет самостоятельная работа, в ходе которой вы покажите, чему научились. Следующие уроки будут направлены на развитие умения комментировать проблему, высказывать свою точку зрения по проблеме, подбирать аргументы ; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения
2. Актуализация знаний (4 минут)
Проверка домашнего задания
Прежде чем мы научимся самостоятельно формулировать проблему, необходимо знать , что такое ПРОБЛЕМА. Дома вы должны были найти и выписать из разных словарей определение слова ПРОБЛЕМА.
- Что означает это слово?
ПРОБЛЕМА- сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».
ПРОБЛЕМА- задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешение,…
В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
ПРОБЛЕМА- сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения,
разрешения.
Большой Энциклопедический словарь.
Вопрос:
- Опираясь на эти определения, попробуйте сделать вывод о том, как мы будем формулировать проблему.
Ответ:
- Проблему целесообразно формулировать в виде вопроса.
Вопрос:
- Подумаете, с какой целью в своих текстах авторы размышляют над той или иной проблемой, высказывают свое отношение к ней?
Ответ:
- Что бы ответить на вопрос, решить затронутую в тексте проблему.
Вопрос:
- Что же такое авторская позиция.
Ответ:
- ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
3. Практикум (35 минут)
Перед тем как начнем работу с текстами, хотелось бы отметить, что подходы к выявлению проблем текстов публицистического стиля и текстов художественного стиля отличаются. Я думаю со мной согласятся те, кто уже пробовал самостоятельно это делать. Чтобы увидеть это различие и быстрее выполнить работу, я предлагаю воспользоваться памяткой (приложение №3).
Работа над первым текстом (10 минут)
Задание : прочитать текст и определить к какому стилю и типу речи можно его отнести.
Работа с текстом ( смотри приложение 1) Правильно, перед нами текст публицистического стиля, тип речи - рассуждение. Возьмите в руки ПАМЯТКУ (приложение3) и попробуйте сформулировать проблему.
- Пользуясь памяткой учащиеся в ходе коллективного обсуждения, перечитав первые два и последние два абзацы текста сначала устно, а затем самостоятельно письменно с последующей коллективной проверкой, формулируют проблему.
Вероятные варианты формулировки проблемы:
- Кого можно назвать интеллигентным человеком? На этот вопрос отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев.
- Что такое интеллигентность? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
Далее, пользуясь той же памяткой, после коллективного обсуждения учащиеся формулируют и записывают позицию автора.
Вероятные варианты формулировки позиции автора:
- Автор данного текста убежден, что интеллигентный человек – это такой человек, который способен понимать окружающий мир и других людей.
- Дмитрий Сергеевич убежден, что интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и людям.
Работа над вторым текстом (25 минут)
Слово учителя.
В 2010 году наша страна празднует 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала тяжелым испытанием для нашего народа. Она коснулась каждого города, каждой деревни, каждой семьи. О том какая это была война мы можем узнать только со слов ветеранов, из прочитанных книг о войне, из кинофильмов. Перед тем, как начнем работу над вторым текстом, предлагаю посмотреть несколько фотографий, на которых видны тяжелые испытания войны.
Просмотр презентации «Фото войны»
А сейчас я предлагаю для анализа текс об этом трудном времени.
Задание: во время прочтения текста, чтобы сформулировать проблему, попробуйте разобраться в чувствах, которые испытывает главная героиня. Кроме того определите стиль текста.
Работа с текстом ( смотри приложение 2)
После прочтения текста учащиеся должны отметить, что перед ними текст художественного стиля, поэтому для определения проблемы нужно брать во внимание весь текст, а не отдельные абзацы как в предыдущем тексте. Обратившись к памятке (приложение № 3) отмечают, что в начале текста Марья Петровна испытывала ненависть к врагам. Они для нее были злодеями, зверями. Но к концу текста отношение к захватчикам меняется. Нет уже злобы к ним. Она жалеет их, как жалела бы своего родного погибшего сына. В подтверждение сказанному зачитывают отрывки из текста .
Далее необходимо задать вопрос:
- Почему так произошло? Почему мать жалеет венгерца, против которого воевал ее погибший сын?
Вероятный ответ:
- Она поняла, что война – это одно общее , огромное несчастье, которое на всех обрушилось и всех уравняло.
Задание: ответив на этот вопрос, мы с вами сформулировали авторскую позицию. Теперь попробуем сформулировать проблему в форме вопроса, так чтобы авторская позиция стала ответом на него.
Учащиеся предлагают разные варианты, из которых в ходе обсуждения выбирается наиболее точный.
Вероятный вариант проблемы:
-Что такое война? Могут ли на войне быть счастливые, ничем не удрученные люди? Эту проблему поднимает автор повести В.Вересаев.
Задание: теперь самостоятельно запишите сначала проблему, а затем авторскую позицию по этому тексту.
4 Итог урока. ( 5 минут)
Вопросы:
- Какая проделанная на уроке работа поможет вам при написании сочинения –
рассуждения по прочитанному тексту?
- Отличается ли подход при выявлении и формулировке проблемы текстов публицистического стиля и текстов художественного стиля?
- Какая из проблем, поднятых на уроке, вас затронула, заставила переосмыслить свои взгляды, убеждения или наоборот лишний раз увериться в том , что вы правы?
2 УРОК
Ход урока.
1.Организационный момент (1 минута)
Слово учителя:
На первом уроке мы учились формулировать проблему в форме вопроса и находить авторскую позицию по этой проблеме. Сейчас на втором уроке вы самостоятельно покажите, чему научились.
2. Самостоятельная работа (40 минут)
Возьмите приложение 5, в котором вам предлагается четыре текста.
Задание: прочитать тексты и письменно сформулировать одну из проблем, поднятых автором текста, и авторскую позицию по этой проблеме. Следите за тем, чтобы позиция автора и проблема были связаны между собой. В помощь можете использовать речевые клише (приложение 4)
Вероятные варианты проблем и авторских позиций по предложенным для самостоятельной работы текстам:
Текст № 1
проблема | В предложенном отрывке из романа Д.Рубинной поставлена философская проблема мировосприятия. Как нужно относиться к жизни? Именно с этой стороны рассматривает автор данную проблему. |
авторская позиция | Противопоставляя два отношения к жизни, автор все-таки принимает сторону старика, который прожил долгую жизнь, пережив страшные испытания, и может оценить ее по-настоящему. |
Текст № 2
проблема | Насколько важен для человека поиск ответа на вопрос о смысле жизни? Эту проблему выдвигает автор данного текста. |
авторская позиция | По мнению автора, поиск ответа на этот вопрос очень важен для каждого человека. С.Л.Франк уверен, что чем дольше мы будем откладывать решение этого вопроса, «тем глубже будет та пропасть, в которой окажется наша душа». |
Текст № 3
проблема | На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В.Астафьев , вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки. |
авторская позиция | В.Астафьев убежден в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовет к действию. |
Текст № 4
проблема | Все ли люди заслуживают сострадания и милосердия? Именно эту проблему ставит автор перед читателем. |
авторская позиция | Вместе со своим героем Д.Рубина считает, что без милосердия, умения прощать, понимать других, нет настоящей жизни. Только для осознания этой мысли нужно поумнеть т многое пережить. |
3. Итог урока (4 минуты)
Вопросы:
- Какой из предложенных текстов вызвал у вас затруднения? Почему?
- Что, на ваш взгляд, уже получается хорошо?
Оценка каждому будет выставлена после проверки самостоятельной работы. (Учитывается так же работа на первом уроке. Работу каждого ученика необходимо не только оценить, но и прокомментировать).
Литература, используемая при подготовке к уроку:
-методическая газета «Первое сентября. Русский язык»:№ 24, 2007 год, лекция № 7 А.Г.Нарушевича «Написание сочинения»;
-методическая газета «Первое сентября. Русский язык»:№ 8 , 2010 год, подборка текстов о войне;
- библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык», № 27, А.А. Лыткина, А.П. Минаева, Е.Н. Чегаева : Подготовка к ЕГЭ по русскому языку/ пособие для учащихся старших классов, Москва, 2009 год;
-толковые словари.
Комментариев нет:
Отправить комментарий