3 января 2011 г.

Приложения к уроку.

Приложение 1





Человек должен быть интеллигентным.
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать "бывальщину" (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. (По Д. Лихачеву)



























Приложение 2


                 Марья Петровна узнала о несчастье три дня назад. В списке раненых и убитых стояло:
«Скончался от ран…Голиков, Василий Иванович, прапорщик».
                 Это был младший сын Марьи Петровны.
                 Все эти три дня она бегала по Москве, чтоб разузнать что-нибудь о сыне, - где умер, можно ли получить тело для похорон.
                 Нигде ничего не удавалось узнать. И уж больше нечего было предпринимать. Но ей было трудно оставаться в сыроватой своей комнате. И она ходила по улицам в своей лисьей шубейке, останавливалась на перекрестках, неподвижно смотрела сухими глазами  - и шла дальше.
Слез не было. Душа сжалась в мерзлый, колючий комок, нельзя было глубоко вздохнуть, и некуда было деваться со своею тоскою и ужасом.
                 Ужас был в душе: лютая, беспощадная сила встала и навалилась на землю. Бьют, крошат, уродуют. И за что? Кто их трогал? За что вдруг набросились на Россию? Что сделали! Что сделали!
                  Она ходила по улицам, тоскующая и смертельно одинокая, и все больше смерзалась душа в колючий, спирающий дыхание комок. О, только бы одной , одной бы только милости: чтобы очутиться около бесценного тела и чтоб целовать милую курчавую голову с крутыми завитками у висков, припасть губами к кровавым ранам – и плакать, плакать, насмерть изойти слезами.
                (…) Вокзал… Здесь, два месяца назад, Марья Петровна провожала сына на войну.
                 Незаметно для себя она очутилась на вокзале и вышла на пустынные перроны под железными навесами. На отдаленной платформе под светом электрических фонарей темнели толпы солдат, пробегали санитары с красными крестами на рукавных повязках.
               Она побрела туда. Вдоль платформы тянулся длинный зеленый поезд, подносили из глубины вокзала носилки с людьми и ставили возле поезда. Большими группами стояли солдаты, опираясь на костыли, с руками на перевязях, с повязанными головами. Марья Петровна, жалостливо пригорюнилась, уставилась на солдатиков – и вдруг отшатнулась. Невиданная форма, говорят меж собой – ничего не поймешь, кругом – солдаты со штыками.
               Марья Петровна спросила человека в железнодорожной фуражке с малиновыми кантиками:
-         Это кто же такие будут?
-         Кто! Пленные!
-         Пленные!..- Она высоко подняла брови.-
-         Австрияки?
-         Австрияки есть. А вон они – немцы!
-         Куда же их везут?…
-         В Орел перевозят…
           Марья Петровна смотрела, широко раскрыв глаза. Так вот они какие!
           Русский прапорщик в очках небрежным голосом, - видно, от скуки,- разговаривал по-немецки с бородатым германцем. Странно было: такой обыкновенный, рыжий немец, так добродушно улыбается; подумаешь, и вправду добрый человек. А что, злодеи, делают! С ним рядом стоял другой немец, молодой, высокий и красивый, с русыми усиками. Вот этот – сразу видно было, что зверь: гордый! Смотрел мимо, ни на кого не глядя, и презрительно сдвигал тонкие брови.
           Прибежал фельдфебель, приказал пленным выстроиться попарно, крикнул: «Марш!». Они двинулись нестройною, колыхающеюся вереницей. Ковыляли, опираясь на костыли, поддерживая друг друга под руки. Двинулся и красивый немец с русыми усиками. Господи! Он был без ноги! Вместо левой ноги болталась пустая штанина. И немец прыгал на одной ноге, обеими мускулистыми руками опираясь о длинную палку.
          Пленных двинули вперед и стали вводить в вагоны, сзади надвинулись другие пленные. Теперь это были австрийцы, в мышино - серых шинелях  и  грязных, давно не чищенных штиблетах. Огромный австриец с молодым, детским лицом стоял на костылях, бережно держал на весу раненую ногу в повязке; рядом стоял другой австрияк, смешно маленький, с лицом пухлым и круглым. Они вполголоса разговаривали по-польски; по тону, каким они говорили, чувствовалось, что они большие друзья; это чувствовалось и по тому, как маленький заботливо поправлял шинель на плечах большого и застегнул ему под подбородком верхнюю пуговицу. Такое у большого было милое, детское лицо, и так беспомощно висела меж костылей огромная нога в повязке… Что-то дрогнуло и горько задрожало у Марьи Петровны: господи, сколько народу искалечено – молодого, здорового!
        У ног Марьи Петровны лежал раненный в грудь венгерский гусар в узких красных рейтузах. Какое неприятное лицо! Тонкие, влажные губы под извилистыми, тонкими усиками; нехорошие черные глаза, как мелкие маслины. Венгерский гусар лежал на носилках, оправлял на седее рваную шинелишку и стучал от холода зубами; его извилистые губы под тонкими черными усами стали лиловыми. И опять Марью Петровну поразило выражение глаз: он неподвижно смотрел в потолок железного навеса, весь ушедши в свою муку, и даже не думал просить жалости и помощи: как будто все это так и должно было быть. И он лежал среди людей, как в пустыне, дрожал, постукивая зубами, и его согнутые коленки в грязных рейтузах ходили ходуном. На виске, под околышем фуражки, чернели крутые завитки волос.
          Марья Петровна вдруг стала задыхаться. Дрожащими руками она поспешно расстегнула свою лисью шубку, скинула ее и накрыла лежавшего венгерца. Горячие волны ударили ей из груди в горло. Она припала губами к курчавой голове венгерца, целовала ее и плакала, - о сыне своем плакала, об иззябшем венгерце, обо всех этих искалеченных людях. И больше не было в душе злобы. Было ощущение одного общего, огромного несчастья, которое на всех обрушилось и всех уравняло.
                                            ( По повести В. Вересаева «Марья Петровна»)
   

























Приложение 3
ПАМЯТКА
Как писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту?

  1.  Проблема

Если текст рассуждение, то

-         обратите особое внимание на первый и последний абзац;
-         желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса;
-         начав говорить об одной проблеме, старайся не сбиться на комментарий другой;
-         на всех этапах работы постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

            Если текст художественного стиля, то

-         проблема сформулирована не так явно, поэтому проблемный вопрос надо ставить ко всему тексту;
-         целесообразно обратить внимание на художественные детали(особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки), при помощи их автор акцентирует внимание на проблеме;
-         ответьте на вопрос «О чем размышляет автор?», «Какой выбор делают герои?». Это поможет вам сформулировать проблему.
-         формулируя проблему, отталкивайтесь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и будет проблема.

  1. Комментарий
       В комментарии вы можете указать:
- насколько актуально то, о чём пишет автор предложенного текста;
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
- разные точки зрения на проблему, показать с кем спорит или соглашается автор,
- что заставило автора обратиться к поставленной проблеме( прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения),
-  какие примеры приводит автор, размышляя над поставленной проблемой,
-  на какие авторитетные мнения он ссылается;
-  опишите переживания, чувства, которые испытывает автор текста,
- обращайте внимание на диалоги, цитаты, на которые он опирается.
        Самое главное, чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
        Вы рассказываете не о прочитанном, а о том, как автор работал над проблемой.

  1. Позиция автора
                Позиция автора исходного текста может быть выявлена в следующих особенностях предложенного текста:
- в отдельных предложениях текста, через ряд аргументов, с помощью которых автор выражает своё мнение,
- в атмосфере вокруг героя, в том, каким путём добивается её создания автор,
- в какие ситуации ставит автор своих героев (испытание любовью, враждебной средой, временем, отношением к чему-либо и др.), как они проявляют себя в них,
- форма повествования (от первого лица, от лица автора или рассказчика),
- выбор материала, на котором автор строит свой текст (прошлое, настоящее, будущее, реальность (действительность), фантастика либо что-то иное),
- в какой манере ведётся повествование или рассуждение автора (ирония, негодование, протест, сожаление, осуждение, неравнодушие, убеждённость или что-то другое),
- средства выразительности речи, использованные автором в тексте, могут также передавать его позицию, отношение к поднятой проблеме. Особое внимание обращайте на риторические вопросы и восклицания, оценочную лексику, лексические повторы, порядок слов, вводные слова и модальные частицы: в них и передаётся позиция автора.
Кроме того, позиция автора исходного текста может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста, особенно если перед вами отрывок из художественного произведения известного автора. В таком случае следует вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время  оно создавалось.

  1. Свое отношение к проблеме
                Не достаточно согласиться с позицией автора. Необходимо еще раз ответить на вопрос,
                сформулировав еще раз свою позицию иными фразами. От точности формулировки
               будет зависеть аргументация. Вам необходимо выработать собственное отношение к
                предмету речи, продумать аргументы для обоснования своей точки зрения
  1. Аргументы
        Аргументов должно быть ДВА. Одно доказательство можно взять из произведений
        художественной литературы, другой – интересные факты общественной жизни, истории,
        политики, искусства, биографии известных людей, из газетных статей, кинофильмов или
        собственного жизненного опыта.
  1. Заключение
-         вернитесь к началу и еще раз прочитайте вопрос;
-         запишите вывод, который должен соответствовать данной проблеме ( еще раз ответьте на вопрос)





























РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
         приложение 4

Клише для формулирования проблемы:
Проблема состоит ...
сводится к…, заключается в…,
речь идёт о…,
автор ставит (поднимает, затрагивает) вопрос, касается проблемы

Клише для формулирования авторской позиции:
Автор считает…, излагает мнение, придерживается мнения…
Отстаивает, доказывает, справедливость…, выражает своё отношение к…, Приводит примеры, использует средства выразительности, иллюстрирует свою позицию…

Клише для комментария:
Автор текста обращает внимание на…, подчёркивает.., рассуждает о…
Показывает…, приводит пример, цитату.
Понятно отношение автора к проблеме...


Выражение согласия или несогласия с позицией автора:
Соглашусь с автором,
Разделяю позицию автора,    Придерживаюсь подобного (иного) мнения,  Нельзя не согласиться с автором

Формулировка собственной позиции:
Считаю, думаю что…, убеждён, уверен, что…
Моё мнение…    
Мне кажется…
На мой взгляд…
По-моему, …

Аргументация собственного мнения:
Исходя из…   
В соответствии…
В связи с тем, что…    Ввиду …
Учитывая, что…   
По причине…
В силу того, что…
Другой пример (факт, случай)...
Далее следует… 
Следующий аргумент –

Заключение:
Итак, … Таким образом, приходим к выводу… Можно сделать вывод… Подведём итог…Попробуем обобщить сказанное…(то, что было сказано…)




                               

 

 

                                                           ТЕКСТ № 1


        Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим.  И опять, не договариваясь, остановились – так притягивали  и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.
-          Вдохните глубже воздух, - проговорил старик, не шевелясь. – Чувствуете – запах шалфея?
Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах – шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вздохните, вздохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму…
        Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благодать? – Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: - Прекрасно!
-          Что прекрасно? – раздраженно спросила я.
-          И этот воздух, и эти холмы…Любуйтесь жизнью.
Я мрачно отмахнулась. Он молчал.
Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые
впадины их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.
       - Умейте любоваться жизнью, - повторил он. – Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира… Такой тонкий и в то же время сильный запах, - продолжал он, - что вот, если б я открыл здесь коробочку- изящную такую керамическую коробочку, - то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах…
        Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Равенсбрюк… И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это – запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами…
        Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило…
                                                                                            ( По Д. Рубиной)

                                                                                                                                                           приложение № 5                                                      

 

                                                               ТЕКСТ № 2


                Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно?
                Или жизнь – это просто никчемный процесс естественного рождения, созревания, увядания и смерти органического существа? Должен ли вообще человек искать смысл в собственной жизни?
                 Эти, как обычно говорится, «проклятые» вопросы, или, вернее, этот единственный вопрос о «смысле жизни», волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на долгое время забыть о нем, погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него не может даже самый упрямый или духовно спящий человек.
                Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание не решенного, смолоду отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.
                Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считают нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него. Они называют такую позицию «принципиальным отказом» от попытки разрешить «неразрешимые вопросы». Так людям легче жить. Они стремятся «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага, утверждаться и укрепляться в жизненной борьбе. Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а поиск ответа на «отвлеченные» вопросы – бессмысленной тратой времени. И вот жизнь занята многоцветными земными интересами и даже имеет удачу в их осуществлении. Но мне хочется спросить: достаточно ли этого будет человеку, будет ли он счастлив этим? Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос разрешится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать бесполезных усилий для его рассмотрения?
                Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос гораздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. Чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой окажется наша душа.
                                                                                               ( По С.Л. Франку)



                                                           ТЕКСТ № 3


           На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
             Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родине, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
           «Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок тек же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви е родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом,- это бала моя родина.
          … Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человека, всю жизнь тосковавший о ней.
                                                                                             (По В.Астафьеву)


                                                        ТЕКСТ № 4


- Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.
- Ты сам ее не любишь, Максимка!
- Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?
- Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?
- Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.
      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.
- Как это?!
- А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.
- Отец не знал, - задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.
         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?
- Скверно, что я тебе все рассказал, - продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.
                                                                                    
                                                                                     ( По Д. Рубиной)

ТЕКСТ № 4


- Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.
- Ты сам ее не любишь, Максимка!
- Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?
- Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?
- Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.
      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.
- Как это?!
- А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.
- Отец не знал, - задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.
         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?
- Скверно, что я тебе все рассказал, - продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.
                                                                                    
                                                                                     ( По Д. Рубиной)

ТЕКСТ № 4


- Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве.- Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.
- Ты сам ее не любишь, Максимка!
- Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?
- Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязан, правда?
- Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины – одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей… А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.
      Маме было совсем не легко…- медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. – Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.
- Как это?!
- А то не понимаешь… Эти грузинские гордецы… Только чтобы никто не подумал, то в семье неладно. И потом дети… И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное – называть белое белым, а черное – черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.
- Отец не знал, - задумчиво сказала я. – Отец бы умер от горя. – Вдруг я представила, как неизвестный мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по полю  и кричал.
         А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?
- Скверно, что я тебе все рассказал, - продолжал он. – Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: « Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал – для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас… обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердна была. Не только к отцу – вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.
                                                                                    
                                                                                     ( По Д. Рубиной)

Комментариев нет:

Отправить комментарий